Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Групповое помещение № 1 "Земляничка"
Плошадь : 50 кв.м. Помещение включает игровую и обеденную зоны. Спальня изолированная.Центры детской активности в группе: центр двигательной активности и развития основных движений детей, центр сенсорики и конструирования, центр игр, центр творчества , центр познания и коммуникации (книжный уголок), центр экспериментирования и труда. Групповое помещение укомплектовано необходимым оборудованием.
Групповое помещение № 6 "Золотой ключик"
Площадь группы 59 кв.м. Помещение включает игровую (учебную) ,обеденную и спальную зоны.
Центры детской активности в группе: центр двигательной активности и развития основных движений детей, центр сенсорики и конструирования, центр игр, центр творчества , центр познания и коммуникации (книжный уголок), центр экспериментирования и труда. Групповое помещение укомплектовано необходимым оборудованием.
Групповое помещение № 10 "Цыплята"
Площадь 50 кв.м Помещение включает обеденную и игровые зоны. Спальня изолированная.
Центры детской активности в группе: центр двигательной активности и развития основных движений детей, центр сенсорики и конструирования, центр игр, центр творчества , центр познания и коммуникации (книжный уголок), центр экспериментирования и труда. Групповое помещение укомплектовано необходимым оборудованием.
Групповое помещение № 4 "Гномики"
Площадь группового помещения 62 кв.м .В нем дети играют, спят, принимают пищу, с дошкольниками организуются различные виды деятельности. В группе имеется большое количество игр, игрушек, пособий для организации образовательной, воспитательной и оздоровительной работы.
Групповое помещение № 2 "Теремок"
Площадь 52 кв.м. В данном групповом помещении проходят занятия, прием пищи, с детьми организуются разнообразные виды деятельности. Спальное помещение отдельное.
Групповое помещение № 3 "Лесная сказка"
Площадь 60 кв.м. (игровая, обеденная зона и спальня в одном помещении).В группе имеется все необходимое : детская мебель, игры и игрушки, книги, проектор, экран.
Групповое помещение № 5 "Семицветик"
Площадь 59 кв.м. Групповое помещение многофункциональное: игровая и обеденная зоны, спальня, протранство для организации разнообразных видов деятельности.
Групповое помещение № 8 "Одуванчик"
Площадь 59 кв.м. Групповое помещение многофункциональное, используется для организации игровой, образовательной, трудовой деятельности, там же располагаются выдвижные кровати и обеденная зона. В группе имеются разнообразные центры активности, подвесной проектор и экран для просмотра познавательных презентаций, имеется необходимое количество игрушек, разные виды конструктора.
Групповое помещение № 9 "Звездочки"
Площадь 59 кв.м. Многофункциональное помещение. Используется для организации образовательной работы, игровой , трудовой деятельности, для приема пищи и в качестве спальни.
Групповое помещение № 11 "Солнышко"
Площадь 52 кв.м. Помещение используется для организации образовательной работы, приема пищи, игровой и других видов деятельности. Спальня изолированная.Музыкальный зал
В музыкальном зале имеется цифровое пианино, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, игрушки, сценические костюмы для взрослых и детей, детские стульчики, бактерицидный рециркулятор воздуха.В данном помещении, оборудованном видеонаблюдением, педагогами детского сада проводятся музыкальные занятия с детьми, утренники, развлечения, конкурсы, театрализованные постановки, в рамках взаимодействия с социальными партнерами - концерты, концерты-лектории, интерактивные представления, а также педагогические Советы, совещания, обучение педагогов, городские методические площадки, торжественные мероприятия.
Информационный уголок для родителей.
Данный уголок размещен на 2 этаже детского сада. В нем имеются ксерокопии учредительных документов, контактные данные учреждения, включая адреса официального сайта и электронной почты учреждения, информация об организации питания, график приема родителей (законных представителей) администрацией и педагогами ДОУ, информация об организации платных образовательных услуг, номера телефонов экстренных и кризисных служб, правила внутреннего распорядка для родителей, информация о том, как подготовить ребенка к детскому саду, памятка по добровольному пожертвованию, информация о достижениях обучающихся и педагогов.
Логопедический кабинет № 2
Площадь 13 кв.м. Кабинет оборудован детской мебелью, имеется письменный стол и стулья для педагога, разнообразные игры, игрушки, пособия для занятий с дошкольниками, зеркало с жалюзи и подсветкой.Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Уголок путешественника
Данный уголок расположен на 2-ом этаже детского сада и предназначен для решения задач познавательного развития, воспитания у обучающихся интереса к животному и растительному миру, а также возможно использование в качестве фотозоны.Прогулочные участки для всех возрастных групп.
На территории детского сада имеются участки для прогулок дошкольников. Прогулка включает- наблюдение , игры, труд, самостоятельную деятельность детей. Для этого на участках имеется следующее стационарное оборудование : песочницы с песком, скамейки, столики, игровое оборудование (машина/корабль/автобус), оборудование для метания и выносное: игрушки для сюжетно-ролевых игр, совочки, лопатки, формочки, ведерки, разнообразные емкости для игр с песком и водой, экспериментирования, материал для рисования и др. На некоторых участках имеются веранды.
Музей народных костюмов
В 2023 году с детском саду создан музей костюмов, в котором представлено 60 различных нарядов:
-летний костюм Рязанской губернии
-праздничный костюм Нижегородской губернии
-летний костюм Иркутской губернии
-девичий костюм старообрядцев-"поляков"Томской губернии
-городской свадебный костюм Санкт-Петербургской губернии
-карачаевский праздничный костюм
-грузинский девичий костюм
-летний костюм Киевской губернии
-зимний костюм Московской губернии
-бурятский женский костюм
-праздничный костюм Воронежской губернии
-киргизский праздничный костюм
-эвенкийский зимний костюм
-летний костюм Минской губернии
--калмыцкий праздничный костюм
-башкирский праздничный костюм
-праздничный костюм Донской казачки
-летний костюм Тульской губернии
-летний костюм Новгородской губернии
-праздничный костюм Тамбовской губернии
-девичий костюм Чувашии
-летний костюм Ярославской губернии
-осетинский девичий костюм
-летний костюм Орловской губернии
-женский костюм Пензенской губернии
-повседневный костюм Пермской губернии
-летний костюм Костромской губернии
-хантыйский женский костюм
-женский праздничный костюм Курской губернии
-летний костюм Симбирской губернии
-праздничный костюм Енисейской губернии
-летний костюм Самарской губернии
-праздничный костюм Владимирской губернии
-марийский праздничный костюм
-праздничный костюм Оренбургской казачки
-праздничный костюм Тобольской губернии
-праздничный костюм Саратовской губернии
-праздничный костюм Тверской губернии
-девичий костюм Астраханской губернии
-чукотский зимний костюм
-мордовский летний костюм
-таджикский свадебный костюм
-праздничный костюм Смоленской губернии
-узбекский летний костюм
-летний костюм Вологодской губернии
-монгольский праздничный костюм
-зимний костюм Архангельской губернии
-свадебный костюм Псковской губернии
-хакасский летний костюм
-эстонский девичий костюм
-армянский праздничный костюм
-праздничный костюм Калужской губернии
-молдавский летний костюм
-туркменский праздничный костюм
-карельский зимний костюм
-азербайджанский праздничный костюм
-татарский свадебный костюм
-латышский праздничный костюм
-казахский праздничный костюм
-литовский девичий костюм
-молдавский мужской костюм
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека
В МБДОУ "Детский сад № 137" небольшая библиотека есть в каждой возрастной группе : детская художественная литература, энциклопедии, книжки-малышки, портреты писателей и поэтов.
Методическая литература для педагогов имеется в каждой возрастной группе детского сада и в методическом кабинете.
Наличие оборудованных объектов спорта
Физкультурный зал
В спортивном зале МБДОУ "Детский сад № 137" имеется все необходимое оборудование для работы в области "Физическое развитие":
шведская стенка, детские тренажеры, мягкие модули, гимнастические скамейки, обручи, мячи разного размера, гимнастические палки, конусы, спортивные маты, флажки, мешочки с песком, мячи- фитболы, гимнастические коврики, музыкальный центр, бактерицидный рециркулятор воздуха. В 2024 году приобретены степ-платформы.
Для физкультурно-оздоровительной работы инструктор по физкультуре использует как производственное оборудование, так и атрибуты для игр, общеразвивающих и строевых упражнений, изготовленные своими руками.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания детей раннего возраста
Перечень средств обучения и воспитания детей 1,5- 3 лет утвержден следующим документом: Приказ Министерства просвещения РФ от 20 декабря 2019 г. N 704 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, необходимых для реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, критериев..."https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73264765/
При реализации Программы образования педагог может использовать различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:
-демонстрационные и раздаточные;
-визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
-естественные и искусственные;
-реальные и виртуальные.
Для развития каждого вида деятельности детей применяются следующие средства:
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
- предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и др.);
- игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и др.);
- коммуникативной (дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и др.); познавательно-исследовательской и экспериментирования (натуральные предметы и оборудование для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, плакаты, модели, схемы и др.);
- чтение художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
- музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Педагоги могут использовать для решения образовательных и воспитательных задач материалы, не имеющие конкретной направленности, нейтральные: отрезки тканей, природные материалы. Такие материалы стимулируют развитие мышления, воображения, разнообразят деятельность детей.Важно, чтобы наполнение среды групп не препятствовало передвижению детей, не создавало конфликтных ситуаций из-за пространства, а наоборот - способствовало разнообразной деятельности и общению. Для удобства зонирования среды в группах могут быть использованы легкие передвижные ширмы, мягкие модули (крупные геометрические фигуры разной формы, выполненные из мягкого наполнителя и обтянутые искусственной кожей различных цветов). Они отвечают критерию нейтральности и могут быть использованы для различных видов деятельности детей: игровой, двигательной, познавательной. ( Письмо МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 16 августа 2023 г. N 03-1321 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ" :https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-planirovaniiu-i-realizatsii-obrazovatelnoi-dejatelnosti-doo
При выборе форм, методов, средств реализации Программы образования важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном процессе. Педагог учитывает субъектные проявления ребенка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности. Выбор педагогом форм, методов, средств реализации Программы образования, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.
Средства обучения и воспитания , используемые учителями-логопедами.
Материал для обследования речи и неречевых процессов:
-интеллекта: пирамидки, разрезные картинки, игры-вкладыши, предметные картинки и др.;
-речи (альбом логопеда, автор Иншакова Л.В.; предметные картинки; сюжетные картинки);
-слуха (колокольчики, погремушки, дудочка, металлический шарик);
Пособия для коррекционной логопедической работы:
-по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности; тексты для пересказа; тексты для составления рассказов с использованием магнитной доски);
-по грамматическому строю речи;
-по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
-по звукопроизношению;
-по фонематическому восприятию.
Набор предметных картинок (плакаты) по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
-одежда, обувь, головные уборы;
-посуда, игрушки;
-домашние птицы; зимующие и перелетные птицы;
-домашние животные; дикие животные наших лесов, жарких стран и севера;
-овощи, фрукты, ягоды;
-растительный и животный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые;
-рыбы;
-продукты питания;
-профессии;
-транспорт;
-времена года;
-части тела человека;
-школьные принадлежности;
-мебель, дом и его части;
-действия (глагольный словарь);
-занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
-сюжетные картины;
-серии сюжетных картинок;
-тематические картинки.
Звуковая культура речи:
-картинный материал и дидактические игры для автоматизации поставленных звуков;
-пособия для закрепления поставленных звуков;
-логопедическое лото по автоматизации и дифференциации звуков;
-папка с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
-картинки для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»;
-разрезные буквы, слоги.
Дидактический материал для развития мелкой моторики:
-массажные шарики Су – Джок;
-пирамидки, матрешки;
-шнуровки, деревянные и картонные пазлы;
-игры-головоломки;
-мозаика;
-сухой бассейн;
-игры с прищепками;
-мягкий конструктор.
Магнитная доска, инструменты для постановки звуков и стерилизаторы для них, компьютер, принтер, зеркало, оборудованное дополнительным осещением.
Учителя-дефектологи также используют разнообразные средства обучения и воспитания: деревянный конструктор, мозайки,пирамидки, мягкий конструктор, карточки Домана, фразовый конструктор, магнитный и деревянный сортеры, балансир, балансировочная дорожка, ортопедические коврики, кольцеброс, тактильтные мешочки, пособия и методическую литературу, рабочие тетради.
Педагоги пополнят запасы средств обучения и воспитания , периодически приобретая или изготавливая их самостоятельно.
Средства обучения и воспитания педагогов-психологов учреждения:
Диагностический материал.
- Экспресс-диагностика в детском саду. (авторы: Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Издание 9-ое)
- Готов ли ваш ребенок к школе.Тесты. (автор-Е.В.Колесникова,1996г)
- Тетрадь Психологической диагностики дошкольника (готовность к школе). (автор:М.В.Ермолаева. Графический материал. 2016г. Издание 5-ое исправленное)
- Диагностика психофизизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет. (автор: О.А.Романович,Е.П. Кольцова. 2014 г.
- Развивающие тесты для детей 3-4 лет . Методика Земцовой О.Н.,2019г)
- Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта. (авторы:Баранова Т.Ф.,Мартыненко С.М.-2017г)
Рабочие тетради.
- Развиваем логику 6-7 лет (автор Гаврина С.В.-2016г)
- Графические диктанты 5-6 лет (автор-Шевелев К.В.-2010г)
- Развитие речи 3-4 года (автор- Трясорукова Т.П.-2018г)
- Знакомим с окружающем миром (автор-Елена Бортникова-2018г)
- Приключения будущих первоклассников автор: Н.Ю.Куражева,2019г)
- Складываем и вычитаем 5-6 (автор: Елена Бортникова,2018г)
- Развиваем мыслительные способности 5-6 лет ( 2017г)
- 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 года (автор: Н.Ю. Куражева,2018г)
- Развиваем внимание и логическое мышление 5-6 лет (автор:Елена Бортникова,2018г)
- Сочиняем и персказываемю Рабочая тетрадь дошкольника (автор: Н.Терентьева,2017г)
Учебные пособия и журналы:
- Справочник педагога-психолога.Детский сад. Журнал издательства «Актион» за 2020-2023гг
- Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» 6-7 лет(автор: Н.Ю. Куражева,2019г)
- Познавательное развитие в дошкольном детстве (авторы: Н.Е.Веракса,А.Н.Веракса,2012)
- Игровые коррекционно-развивающие занятия для дошкольников с ЗПР 4-7 лет (авторы: С.Ю.Кондратьева,О.Е.Агапутова)
- Вместе весело играть. Учебная программа психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации к условиям ДОУ ( автор: И.А.Пазухина,2023г)
- Психологическая помощь дошкольнику (автор: Н.Яковлева,2002г)
Дидактические игры и пособия:
- Деревянный макет человека.
- Коробка форм, пирамидки, матрешки, пазлы игры для развития мелкой моторики
- Мячи большие и средние, дорожки резиновые.
- Кубики мягкие, игрушки мягкие по сказке «Теремок», «Репка»
- Игровой набор «Дары Фребеля» (фирма «Светоч»
- Песок кинестетический и игрушки к нему
- Звуковые игрушки (погремушки, дудочка, бубен, фагот)
- Игра «Детальки».(Болты и гайки)
- Умные карточки (Мой дом)
- Развивающая карточная игра «Ловец слов»
- 50 карточек (250 задач на логику,внимание и сообразительность)
- Набор «Семья".
В качестве средств обучения и воспитания обязательно используются музыкальные классические произведения Вивальди, Моцарта, Баха, Шопена; лучшие образцы советской мультипликации; шедевры мировой и русской живописи.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Самостоятельный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям у обучающихся отсутствует.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ к информационным системам
В детском саду созданы условия для доступа педагогических работников к сети Интернет.
Для доступа к сети Интернет педагоги могут воспользоваться компьютерами (ноутбуками), установленными в кабинетах.
Детский сад обеспечен свободным доступом к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. В детском саду свободная зона доступа к сети интернет (роутер Wi - Fi)
Для обучающихся (в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидов) доступ к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
*Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 79.
Пандусы отсутствуют.
Конструктивные особенности здания детского сада не предусматривают наличие подъемников.
Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений в саду отсутствуют.
Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).
При необходимости для обеспечения доступа в здание учреждения инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями по зрению:
-перед входом в детский сад и внутри имеется контрастная разметка лестниц, обозначающая их границы;
-на занятиях размещение детей за столами происходит с учетом остроты зрения обучающихся, дети с нарушением зрения располагаются ближе к доске, мольберту (месту демонстрации материала).