Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Групповое помещение № 1 "Земляничка"

Плошадь : 50 кв.м. Помещение  включает  игровую и обеденную зоны. Спальня изолированная. 

Центры детской активности в  группе: центр двигательной активности и развития основных движений детей, центр сенсорики и конструирования, центр игр, центр творчества , центр познания и коммуникации (книжный уголок), центр экспериментирования и труда. Групповое помещение укомплектовано необходимым оборудованием.

Групповое помещение № 6 "Золотой ключик"

Площадь группы 59 кв.м. Помещение включает игровую (учебную) ,обеденную и спальную зоны. 

Центры детской активности в  группе: центр двигательной активности и развития основных движений детей, центр сенсорики и конструирования, центр игр, центр творчества , центр познания и коммуникации (книжный уголок), центр экспериментирования и труда. Групповое помещение укомплектовано необходимым оборудованием.

Групповое помещение № 10 "Цыплята"

Площадь 50 кв.м  Помещение  включает обеденную и игровые зоны. Спальня изолированная. 

Центры детской активности в  группе: центр двигательной активности и развития основных движений детей, центр сенсорики и конструирования, центр игр, центр творчества , центр познания и коммуникации (книжный уголок), центр экспериментирования и труда. Групповое помещение укомплектовано необходимым оборудованием.

Групповое помещение № 4 "Гномики"

Площадь  группового помещения 62 кв.м  .В нем дети играют, спят, принимают пищу, с дошкольниками организуются различные виды деятельности. В группе имеется большое количество игр, игрушек, пособий для организации образовательной, воспитательной и оздоровительной работы.

Групповое помещение № 2 "Теремок"

Площадь  52 кв.м. В данном групповом помещении проходят занятия,  прием пищи, с детьми организуются разнообразные виды деятельности. Спальное помещение отдельное.

Групповое помещение № 3 "Лесная сказка"

Площадь 60 кв.м. (игровая, обеденная зона и спальня в одном помещении).В группе имеется все необходимое : детская мебель, игры и игрушки, книги,  проектор, экран.

Групповое помещение № 5 "Семицветик"

Площадь 59 кв.м. Групповое помещение многофункциональное: игровая и обеденная зоны, спальня, протранство для организации разнообразных видов деятельности.

Групповое помещение № 8 "Одуванчик"

Площадь 59 кв.м. Групповое помещение многофункциональное, используется для организации игровой, образовательной, трудовой деятельности, там же располагаются выдвижные кровати и обеденная зона. В группе имеются разнообразные центры активности, подвесной проектор и экран для просмотра познавательных презентаций, имеется необходимое количество игрушек, разные виды конструктора.

Групповое помещение № 9 "Звездочки"

Площадь 59 кв.м. Многофункциональное помещение. Используется для организации образовательной работы, игровой , трудовой деятельности, для приема пищи и в качестве спальни.

Групповое помещение № 11 "Солнышко"

Площадь 52 кв.м. Помещение используется для организации образовательной работы, приема пищи, игровой и других видов деятельности. Спальня изолированная.

Музыкальный зал

В музыкальном зале имеется  цифровое пианино, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, игрушки, сценические костюмы для взрослых и детей, детские стульчики, бактерицидный рециркулятор воздуха.
В данном помещении, оборудованном видеонаблюдением, педагогами детского сада проводятся музыкальные занятия с детьми, утренники, развлечения, конкурсы, театрализованные постановки, в рамках взаимодействия с социальными партнерами - концерты, концерты-лектории, интерактивные представления, а также   педагогические Советы,  совещания, обучение педагогов, городские методические площадки, торжественные мероприятия.

Информационный уголок для родителей.

Данный уголок размещен на 2 этаже детского сада. В нем имеются ксерокопии учредительных документов, контактные данные учреждения, включая адреса официального сайта и электронной почты учреждения, информация об организации питания, график приема родителей (законных представителей) администрацией и педагогами ДОУ, информация об организации платных образовательных услуг, номера телефонов экстренных и кризисных служб, правила внутреннего распорядка для родителей, информация о том, как подготовить ребенка к детскому саду, памятка по добровольному пожертвованию, информация о достижениях обучающихся и педагогов.

Логопедический кабинет № 1

Площадь данного кабинета-15 кв.м.

Логопедический кабинет № 2

Площадь 13 кв.м. Кабинет оборудован детской мебелью, имеется письменный стол и стулья для педагога, разнообразные игры, игрушки, пособия для занятий с дошкольниками, зеркало с жалюзи и подсветкой.

Кабинет педагога-психолога.

Данное помещение предназначено для работы педагога-психолога, а также используется  для проведения платных дополнительных услуг. Площадь 62 кв.м.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Уголок путешественника

Данный уголок расположен на 2-ом этаже детского сада и предназначен для решения задач познавательного развития, воспитания у обучающихся   интереса к животному и растительному миру, а также возможно использование в качестве фотозоны.

Прогулочные участки для всех возрастных групп.

На территории детского сада имеются участки для прогулок дошкольников. Прогулка включает- наблюдение , игры, труд,  самостоятельную деятельность детей. Для этого на участках имеется следующее стационарное оборудование : песочницы с песком, скамейки, столики, игровое оборудование (машина/корабль/автобус), оборудование для метания  и выносное: игрушки для сюжетно-ролевых игр, совочки, лопатки, формочки, ведерки, разнообразные емкости для игр с песком и водой, экспериментирования, материал для рисования и др. На  некоторых участках  имеются веранды.

Музей народных костюмов

В 2023 году с детском саду  создан музей костюмов, в котором представлено 60  различных нарядов:

-летний костюм Рязанской губернии

-праздничный костюм Нижегородской губернии

-летний костюм Иркутской губернии

-девичий костюм старообрядцев-"поляков"Томской губернии

-городской свадебный костюм Санкт-Петербургской губернии

-карачаевский праздничный костюм

-грузинский девичий костюм

-летний костюм Киевской губернии

-зимний костюм Московской губернии

-бурятский женский костюм

-праздничный костюм Воронежской губернии

-киргизский праздничный костюм

-эвенкийский зимний костюм

-летний костюм Минской губернии

--калмыцкий праздничный костюм

-башкирский праздничный костюм

-праздничный костюм Донской казачки

-летний костюм Тульской губернии

-летний костюм Новгородской губернии

-праздничный костюм Тамбовской губернии

-девичий костюм Чувашии

-летний костюм Ярославской губернии

-осетинский девичий костюм

-летний костюм Орловской губернии

-женский костюм Пензенской губернии

-повседневный костюм Пермской губернии

-летний костюм Костромской губернии

-хантыйский женский костюм

-женский праздничный костюм Курской губернии

-летний костюм Симбирской губернии

-праздничный костюм Енисейской губернии

-летний костюм Самарской губернии

-праздничный костюм Владимирской губернии

-марийский праздничный костюм

-праздничный костюм Оренбургской казачки

-праздничный костюм Тобольской губернии

-праздничный костюм Саратовской губернии

-праздничный костюм Тверской губернии

-девичий костюм Астраханской губернии

-чукотский зимний костюм

-мордовский летний костюм

-таджикский свадебный костюм

-праздничный костюм Смоленской губернии

-узбекский летний костюм

-летний костюм Вологодской губернии

-монгольский праздничный костюм

-зимний костюм Архангельской губернии

-свадебный костюм Псковской губернии

-хакасский летний костюм

-эстонский девичий костюм

-армянский праздничный костюм

-праздничный костюм Калужской губернии

-молдавский летний костюм

-туркменский праздничный костюм

-карельский зимний костюм

-азербайджанский праздничный костюм

-татарский  свадебный костюм

-латышский праздничный костюм

-казахский праздничный костюм

-литовский девичий костюм

-молдавский мужской костюм

Наличие оборудованных библиотек

Библиотека

В МБДОУ "Детский сад № 137" небольшая библиотека есть в каждой возрастной группе : детская художественная литература, энциклопедии, книжки-малышки, портреты писателей и поэтов.

Методическая литература для педагогов имеется в каждой возрастной группе детского сада и в методическом кабинете.

    Наличие оборудованных объектов спорта

    Физкультурный зал

    В спортивном зале МБДОУ "Детский сад № 137" имеется все необходимое оборудование для работы в области "Физическое развитие":
    шведская стенка, детские тренажеры, мягкие модули, гимнастические скамейки, обручи, мячи разного размера, гимнастические палки, конусы, спортивные маты, флажки, мешочки с песком, мячи- фитболы, гимнастические коврики, музыкальный центр, бактерицидный рециркулятор воздуха. В 2024 году приобретены степ-платформы.

     Для физкультурно-оздоровительной работы инструктор по физкультуре использует как производственное оборудование, так и атрибуты для игр, общеразвивающих и строевых упражнений, изготовленные своими руками.

     

      Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

      Средства обучения и воспитания детей раннего возраста

      Перечень средств  обучения и воспитания детей 1,5- 3 лет утвержден следующим документом: Приказ Министерства просвещения РФ от 20 декабря 2019 г. N 704 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, необходимых для реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, критериев..."https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73264765/

      При реализации Программы образования педагог может использовать различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:

      -демонстрационные и раздаточные;

      -визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

      -естественные и искусственные;

      -реальные и виртуальные.

      Для развития каждого вида деятельности детей применяются следующие средства:

      • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
      • предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и др.);
      • игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и др.);
      • коммуникативной (дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и др.); познавательно-исследовательской и экспериментирования (натуральные предметы и оборудование для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, плакаты, модели, схемы и др.);
      • чтение художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
      • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
      • продуктивной  (оборудование    и    материалы    для    лепки,    аппликации, рисования и конструирования);
      • музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

      Педагоги могут  использовать для решения образовательных и воспитательных задач  материалы, не имеющие конкретной  направленности,  нейтральные: отрезки тканей, природные материалы. Такие материалы стимулируют развитие мышления, воображения, разнообразят деятельность детей.Важно, чтобы наполнение среды групп не препятствовало передвижению детей, не создавало конфликтных ситуаций из-за пространства, а наоборот - способствовало разнообразной деятельности и общению. Для удобства зонирования среды в группах могут быть использованы легкие передвижные ширмы, мягкие модули (крупные геометрические фигуры разной формы, выполненные из мягкого наполнителя и обтянутые искусственной кожей различных цветов). Они отвечают критерию нейтральности и могут быть использованы для различных видов деятельности детей: игровой, двигательной, познавательной. ( Письмо МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 16 августа 2023 г. N 03-1321 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ" :https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-planirovaniiu-i-realizatsii-obrazovatelnoi-dejatelnosti-doo

      При выборе форм, методов, средств реализации Программы образования важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном процессе. Педагог учитывает субъектные проявления ребенка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности. Выбор педагогом форм, методов, средств реализации Программы образования, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.

      Средства обучения и воспитания , используемые учителями-логопедами.

      Материал для обследования речи и неречевых процессов:
      -интеллекта: пирамидки, разрезные картинки, игры-вкладыши, предметные картинки и др.;
      -речи (альбом логопеда, автор Иншакова Л.В.; предметные картинки; сюжетные картинки);
      -слуха (колокольчики, погремушки, дудочка, металлический шарик);

      Пособия для коррекционной логопедической работы:
      -по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности; тексты для пересказа; тексты для составления рассказов с использованием магнитной доски);
      -по грамматическому строю речи;
      -по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
      -по звукопроизношению;
      -по фонематическому восприятию.

      Набор предметных картинок (плакаты) по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
      -одежда, обувь, головные уборы;
      -посуда, игрушки;
      -домашние птицы; зимующие и перелетные птицы;
      -домашние животные; дикие животные наших лесов, жарких стран и севера;
      -овощи, фрукты, ягоды;
      -растительный и животный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые;
      -рыбы;
      -продукты питания;
      -профессии;
      -транспорт;
      -времена года;
      -части тела человека;
      -школьные принадлежности;
      -мебель, дом и его части;
      -действия (глагольный словарь);
      -занимательные игры.

      Дидактический материал по формированию связной речи:
      -сюжетные картины;
      -серии сюжетных картинок;
      -тематические картинки.
      Звуковая культура речи:
      -картинный материал и дидактические игры для автоматизации поставленных звуков;
      -пособия для закрепления поставленных звуков;
      -логопедическое лото по автоматизации и дифференциации звуков;
      -папка с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
      -картинки для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»;
      -разрезные буквы, слоги.
      Дидактический материал для развития мелкой моторики:
      -массажные шарики Су – Джок;
      -пирамидки, матрешки;
      -шнуровки, деревянные и картонные пазлы;
      -игры-головоломки;
      -мозаика;
      -сухой бассейн;
      -игры с прищепками;
      -мягкий конструктор.

       Магнитная доска, инструменты для постановки звуков и стерилизаторы для них, компьютер, принтер, зеркало, оборудованное дополнительным осещением.

       Учителя-дефектологи также используют разнообразные средства обучения и воспитания: деревянный конструктор, мозайки,пирамидки, мягкий конструктор, карточки Домана, фразовый конструктор, магнитный и деревянный сортеры, балансир, балансировочная дорожка, ортопедические коврики, кольцеброс, тактильтные мешочки, пособия и методическую литературу, рабочие тетради.

      Педагоги пополнят запасы средств обучения и воспитания , периодически приобретая или  изготавливая их самостоятельно.

      Средства обучения и воспитания педагогов-психологов учреждения:

      Диагностический материал.

      1. Экспресс-диагностика в детском саду. (авторы: Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Издание 9-ое)
      2. Готов ли ваш ребенок к школе.Тесты. (автор-Е.В.Колесникова,1996г)
      3. Тетрадь Психологической диагностики дошкольника (готовность к школе). (автор:М.В.Ермолаева. Графический материал. 2016г. Издание 5-ое исправленное)
      4. Диагностика психофизизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет. (автор: О.А.Романович,Е.П. Кольцова. 2014 г.
      5. Развивающие тесты для детей 3-4 лет . Методика Земцовой О.Н.,2019г)
      6. Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта. (авторы:Баранова Т.Ф.,Мартыненко С.М.-2017г)

      Рабочие тетради.

      1. Развиваем логику 6-7 лет (автор Гаврина С.В.-2016г)
      2. Графические диктанты 5-6 лет (автор-Шевелев К.В.-2010г)
      3. Развитие речи 3-4 года (автор- Трясорукова Т.П.-2018г)
      4. Знакомим с окружающем миром (автор-Елена Бортникова-2018г)
      5. Приключения будущих первоклассников автор: Н.Ю.Куражева,2019г)
      6. Складываем и вычитаем 5-6 (автор: Елена Бортникова,2018г)
      7. Развиваем мыслительные способности 5-6 лет ( 2017г)
      8. 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 года (автор: Н.Ю. Куражева,2018г)
      9. Развиваем внимание и логическое мышление 5-6 лет (автор:Елена Бортникова,2018г)
      10. Сочиняем и персказываемю Рабочая тетрадь дошкольника (автор: Н.Терентьева,2017г)

      Учебные пособия и журналы:

      1. Справочник педагога-психолога.Детский сад. Журнал издательства «Актион» за 2020-2023гг
      2. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» 6-7 лет(автор: Н.Ю. Куражева,2019г)
      3. Познавательное развитие в дошкольном детстве (авторы: Н.Е.Веракса,А.Н.Веракса,2012)
      4. Игровые коррекционно-развивающие занятия для дошкольников с ЗПР 4-7 лет (авторы: С.Ю.Кондратьева,О.Е.Агапутова)
      5. Вместе весело играть. Учебная программа психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации к условиям ДОУ ( автор: И.А.Пазухина,2023г)
      6. Психологическая помощь дошкольнику (автор: Н.Яковлева,2002г)

      Дидактические игры и пособия:

      1. Деревянный макет человека.
      2. Коробка форм, пирамидки, матрешки, пазлы игры для развития мелкой моторики
      3. Мячи большие и средние, дорожки резиновые.
      4.  Кубики мягкие, игрушки мягкие по сказке «Теремок», «Репка»
      5. Игровой набор «Дары Фребеля» (фирма «Светоч»
      6. Песок кинестетический и игрушки к нему
      7. Звуковые игрушки (погремушки, дудочка, бубен, фагот)
      8. Игра «Детальки».(Болты и гайки)
      9. Умные карточки (Мой дом)
      10. Развивающая карточная игра «Ловец слов»
      11. 50 карточек (250 задач на логику,внимание и сообразительность)
      12. Набор «Семья".

      В качестве средств обучения и воспитания  обязательно  используются музыкальные классические произведения Вивальди, Моцарта, Баха, Шопена; лучшие образцы советской мультипликации; шедевры мировой и русской живописи.

      Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

      Самостоятельный доступ  к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям у обучающихся отсутствует.

      Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

      Доступ к информационным системам

      В детском саду  созданы условия для доступа педагогических работников к сети Интернет.

        Для доступа  к сети Интернет  педагоги могут воспользоваться компьютерами (ноутбуками), установленными в кабинетах.

      Детский сад обеспечен свободным доступом к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. В детском саду свободная зона доступа к сети интернет (роутер Wi - Fi)

      Для обучающихся  (в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидов) доступ к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

      Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

      В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

      О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

      Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

      Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

      Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

      *Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 79.

      Пандусы отсутствуют.

      Конструктивные особенности здания детского сада не предусматривают наличие подъемников.

      Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений в саду отсутствуют.

      Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).

      При необходимости для обеспечения доступа в здание учреждения инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

      Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями по зрению:

      -перед входом в детский сад  и внутри  имеется  контрастная  разметка лестниц, обозначающая  их границы;

      -на занятиях размещение детей за столами происходит с учетом остроты зрения обучающихся, дети с нарушением зрения располагаются ближе к доске, мольберту (месту демонстрации материала).

      Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

      Специальные технические средства обучения  коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в детском саду отсутствуют.Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie